Недостаток движения
Наиболее серьезная опасность для большинства лошадей — отсутствие движения.
Знаю, то, о чем пойдет речь, может не всем понравиться, потому что никто не хочет по своей воле стать козлом отпущения. Но необходимо признать, что в поведении многих всадников, тренирующих своих четвероногих компаньонов, которых они так любят и балуют, отсутствует всякая логика, что просто парадоксально.
Я легко докажу это:
а) мы считаем, что любой учитель физкультуры должен иметь глубокие знания в области анатомии человека и четко представлять себе его физические возможности. Это воспринимается как нечто само собой разумеющееся, потому что мы знаем, что в определенных обстоятельствах тренировки могут принести не пользу, а вред. Эту проблему хорошо понимают даже студенты института физкультуры.
б) в то же время большинство всадников считает, что лично они могут обойтись без глубоких знаний в области методики, тренинга и анатомии лошади.
Йохен Шумахер - директор конно-спортивного центра «Рекен»:
"Условия содержания лошади могут в значительной степени определяться характером ее использования. Тем не менее, я твердо убежден в том, что если лошадь стоит в боксе в течение 23 часов, а двигается лишь 1 час в сутки, это просто издевательство над животным, и никто меня не переубедит"
Почему они так считают? Только потому, что лошадь — это "бегающее животное"? Да, но где же лошади бегают? И куда они бегут? Как они вообще могут бегать в стандартном деннике размером 3x4 метра?
Людгер Бербаум – успешный спортсмен, победитель многих национальных и международных соревнований по конкуру :
«Я решительно против того, чтобы лошадь находилась в течение целого дня в деннике. Это лишь освобождает человека от обязанностей контроля за животными. Необходимо чтобы лошадь двигалась 3-4 часа в течение дня, не считая собственно времени работы. При этом все равно, где лошадь двигается в паддоке, на лугу, по пересеченной местности. Когда лошадь стоит в деннике и скучает, ее работоспособность катастрофически снижается! Ратину выводят на свежий воздух как можно чаще и оставляют там как можно дольше. Это очень хорошо для ее нервной системы. Летом она находится на лугу с 4 до 9 часов утра, однако затем ее из-за насекомых заводят в конюшню.»
Когда организм находится в спокойном состоянии, процессы обмена веществ и рост мышечной ткани замедляются. Наглядным примером является "белая телятина", которая длительное время была в цене. Для того чтобы мясо телят было особенно нежным, их максимально ограничивали в движении. Но ведь всадник не собирается пускать лошадь на жаркое. Он хотел бы, чтобы лошадь, на которой он ездит, обладала высокой работоспособностью. По крайней мере, я так предполагаю. То есть всадник должен дать животному возможность приспособиться к тому, чтобы выполнять предъявляемые требования, не испытывая боли.
Николь Апхоф-Беккер - двукратная победительница Олимпийских игр в личном первенстве, двукратная победительница Олимпийских игр в командном первенстве, Чемпион Мира в личном первенстве, двукратный Чемпион Мира в командном первенстве, серебряный призер Чемпионата Мира в личном первенстве, Чемпион Европы в личном первенстве, серебряный призер Чемпионата Европы в личном первенстве, четырехкратный Чемпион Европы в командном первенстве.
"Очень важную роль играет движение и чередование различных упражнений: прогонка на корде, работа в руках. Я занимаюсь с ними на местности или в манеже (на ипподроме). Хотя, собственно, работа (за исключением времени движения шагом) продолжается всего лишь около 30 минут два раза в день, лошади имеют возможность двигаться и, кроме того, их выпускают на луг или в паддок. Мы часто используем тренажер "бегущая дорожка", установленный вне конюшни. Такой тренажер очень полезен для исправления аллюра и способствует развитию спинных мышц ".
Как правило, лошади не хватает того, что ей нужно, а именно достаточного движения на свежем воздухе. Бегуны на длинные дистанции, например марафонцы, долгие годы сохраняют свою работоспособность. Среди лошадей, участвующих в конных пробегах, нередко встречаются и такие, которые легко пре-одолевают дистанцию 100 км и более в возрасте намного старше 20 лет, причем оставаясь свежими и бодрыми. И кто-то хочет сказать, что 1 час работы в сутки — слишком много для лошади?
Райнер Климке – победитель Олимпийских игр в личном первенстве, 5-кратный победитель Олимпийских игр в командном первенстве, 2-кратный бронзовый призер Олимпийских игр в личном первенстве, Чемпион Мира в личном первенстве, 2-кратный Чемпион Мира в командном первенстве, бронзовый призер Чемпионата мира в личном первенстве, 2-кратный Чемпион Европы в личном первенстве и 5-кратный в командном:
«Лошадей для выездки мы выгуливаем 2 часа в день, лошадей для троеборья безусловно больше. При этом я работаю не более 30 минут. Утром я шагом проезжаю на Биотопе по скаковой дорожке. Затем верховая езда с 7.30 до 8.00. После этого я передаю коня девушке, которая шагает его, пока не высохнет пот. А после обеда или вечером лошадей вновь выводят на улицу, даже если идет дождь.»
Дополнительные занятия, например:
- спокойная работа под седлом по открытой местности, чередующаяся с движением шагом в течение продолжительного времени;
- работа на корде;
- тренировка выносливости при работе на водилке или на "бегущей дорожке";
- выгон на луг/в леваду не менее важны, чем работа под седлом (под всадником) с максимальной концентрацией. Это не только исключает чрезмерные нагрузки, но и облегчает вывод из организма шлаков и конечных продуктов обмена
Необходимо выделять на это достаточно времени, причем тем больше, чем меньше возможностей для движения имеет лошадь в конюшне. И всадник не должен закрывать глаза и надеяться, что его "минует чаша сия".
На это рассчитывать не приходится. Следует учесть, эту горькую чашу придется поневоле испить до дна не всаднику, а лошади.
Майкл Уайтекер - серебряный призер Олимпийских игр в командном первенстве по конкуру:
«Отдых в паддоке или выпас на лугу даже в течение очень длительного времени – профилактическая мера, позволяющая повысить готовность лошади к работе.»
Во многих конюшнях в качестве единственного дополнения к тренировкам используются солярии (солнечные помещения). Солярии, безусловно, хорошая вещь и не стоит обсуждать их преимущества. Но следует иметь в виду, что даже самый лучший солярий не может компенсировать недостаток атмосферного воздуха, обеспечивающего возможность вентиляции легких и дыхательных путей. Проявляйте целостный подход. Это поможет вам.
При наблюдении за состоянием здоровья и развитием организма годовичков и двухлеток, которые из-за полученных травм по указанию ветеринара находились в стойлах в течение нескольких недель, были выявлены изменения кровоснабжения внутренних органов, значительное замедление развития легких, а в отдельных случаях - даже дегенерация легких. Для проверки правильности поставленного диагноза в конюшне Цангерсхайде была проведена рентгенодиагностика ног нескольких сотен молодых лошадей. Дм получения более четкой картины кровоснабжения на рентгенограмме в вены вводилась контрастная жидкость. Уже после шести недель работы на "бегущей дорожке"со скоростью 6—6,5 км/ч удалось добиться значительного улучшения. "Объем легких (дыхательный объем) в некоторых случаях увеличился наполовину, а кровоснабжение улучшилось почти в два раза. Маргинальные (первоначально уменьшенные) капилляры расширились и стали занимать намного большую площадь, чем прежде. Эти выводы были подтверждены целым рядом рентгенологических обследований..." Исследователи пришли к выводу, что причиной дегенерации легких наряду с ограничением движения является недостаточная вентиляция боксов, не удовлетворяющая потребность лошадей в кислороде.
Клаус Балкенхоль – победитель Олимпийских игр в командном первенстве, бронзовый призер Олимпийских игр в личном первенстве, Чемпион Мира, серебряный призер Чемпионата Мира, Чемпион Европы в личном первенстве и 3-кратный Чемпион Европы в командном. Работал тренером сборной Германии по выездке:
«Лошади нужна свобода, которую ей не может дать денник, в котором она находится 23 часа в сутки. К сожалению, дело обстоит именно так. В итоге мы разрешаем лошади посвятить себя нам в течение 1 часа. Но е лошадь должна посвящать себя нам, а наоборот – мы должны посвящать себя лошади и не только 1 час в день. Конечно ночью лошади отдыхают, но днем им нужно двигаться. Это значит, что утром в течение 20-30 минут мы совершаем прогулки по открытой местности, отшагиваем лошадей на длинном поводе. Лошади очень любопытны. Если что-то вызывает их интерес, мы даем им возможность остановиться и рассмотреть этот объект. Затем мы отправляемся на плац для верховой езды. Там я начинаю с упражнения для снятия напряжения, а затем отрабатываю технику сбора. Я тщательно прорабатываю свою тренировочную программу, но всегда исхожу из того, на что способна моя лошадь. Ни в коем случае нельзя допускать чрезмерных нагрузок. По истечении 30 минут работы мы не ограничиваемся тем, чтобы просто расседлать лошадь и отвести ее в денник, а еще на 15-20 минут отправляемся в близлежащий лес, чтобы лошадь отдохнула и расслабилась. В результате лошади возвращаются в конюшню спокойными, полными впечатлений от увиденного. У нас только наружный денники из которых лошади могут видеть прогуливающихся людей, играющих детей, любителей бега трусцой.… Все это происходит утром. После обеда мы совершаем проездки по открытой местности и даем лошадям возможность отдохнуть и расслабиться в течение 30-40 минут.»