О злых лошадях и дурных привычках
Огромное большинство лошадей делаются злыми и приобретают строптивый характер от дурного ухода за ними и жестокого обращения, хотя, конечно, есть и исключения, тем более что злой темперамент может передаваться и наследственно.
Не менее жестокости пагубна привычка конюхов всевозможными способами дразнить лошадей. Начинается это с неуместной игры, а кончается тем, что расшалившаяся лошадь укусит конюха, может быть, несколько крепче, чем это допускается в игре, рассерженный конюх ударит изо всех сил лошадь, которая тоже в свою очередь поймет, что это плохая игра, рассердится, тоже чувствуя себя без вины виноватой и оскорбленной. Не потребуется много подобных случаев, чтобы превратить самую добрую лошадь в непомерно злую. А потому раз и навсегда следует строжайшим образом запрещать всякую игру с лошадьми.
В большинстве случаев дурные привычки развиваются в виде оборонительных условных рефлексов вследствие неправильного, грубого и жестокого обращения всадника с молодой лошадью. Иногда дурной привычкой становятся и такие оборонительные рефлексы, которые вызываются тем или другим физическим недостатком лошади или ее непониманием требований всадника. Поэтому прежде чем приступать к исправлению недостатка, необходимо установить причину его возникновения и развития, сообразовать приемы исправления с типом нервной деятельности лошади и обстановкой, в которой приходится лошади работать, вплоть до характера всадника.
Приведем краткое описание приемов исправления таких дурных привычек, которые апробированы многолетней практикой использования лошадей.
Лошадь не дает на себя садиться.
Эта дурная привычка может быть вызвана несколькими причинами:
- у лошади набита спина, холка, и она испытывает болезненное ощущение при посадке всадника;
- лошадь очень щекотлива, нервна;
- лошадь не отвыкла еще от табуна;
- лошадь приобрела эту дурную привычку вследствие нежелания носить на себе человека.
Выражается порок в том, что при посадке всадника лошадь вертится, бьет передними и задними ногами, иногда кусается, поднимается на дыбы.
Пугливых и нервных лошадей, не дающих на себя садиться, следует успокаивать ласковым обращением, подходить к ним с каким-нибудь лакомством и постепенно выработать условный, полезный для всадника рефлекс. Методом условных рефлексов очень быстро удается приучить таких лошадей не бояться посадки всадника.
В других случаях, перед тем как начать уроки, надо предварительно прогонять лошадь на корде, так как часто эта и многие другие дурные привычки появляются потому, что лошадь мало работает, застоялась. Вначале можно разрешить лошади прыгать и идти на корде любыми аллюрами, а затем, когда она немного успокоится, потребовать движения рысью и шагом. После этого следует перейти к исполнению определенных упражнений по исправлению недостатка. В основе работы должен лежать метод выработки у лошади полезных рефлексов и погашение вредных условных и безусловных рефлексов.
Лошадь под всадником поднимается на дыбы.
Это движение лошадь может сделать только при определенных условиях, а именно, остановившись. Кроме того, прежде чем подняться на дыбы она должна подвести задние ноги под туловище, а затем оттолкнуться передними ногами и взмахнуть головой. Следовательно, внимательный всадник всегда может предупредить соответствующими приемами управления вставание лошади на дыбы.
Как только всадник заметит попытку лошади встать на дыбы, он должен шенкелями или шпорами энергично послать ее вперед. Если, несмотря на сильный толчок, лошадь все-таки встала на дыбы, ни в коем случае нельзя посылать ее вперед, так как она может подняться еще выше и опрокинуться через спину. Всадник должен одной рукой взяться за гриву посредине шеи и, сильно подав корпус вперед, его тяжестью заставить лошадь встать на передние ноги. Чтобы не попасть под лошадь во время ее опрокидывания через спину, следует вынуть ноги из стремян и соскочить в сторону. Выпускать поводья из рук нельзя ни при каких обстоятельствах. Когда лошадь поднимется, всадник должен опять сесть на нее и энергично послать вперед.
Отучить лошадь от привычки становиться на дыбы можно только своевременным посылом вперед. Полезно применение шпрунта.
Лошадь сбрасывает с себя всадника.
Лошадь различными способами старается избавиться от всадника: бьет задом, делает прыжки в стороны со всех четырех ног, закидывается на резвом аллюре, таскает, опустив голову и выгнув спину, прыгает на месте ("козлит") с передних ног на задние ноги, затем неожиданно бросается в сторону и сбрасывает всадника. Исправление этой опасной привычки требует очень терпеливой и часто длительной работы. Начинать надо с работы на корде, затем переходить на работу в руках и, наконец, под седлом и всадником. При работе под седлом рекомендуется применять мертвый груз, гоняя лошадь на корде.
Если лошадь делает попытку сбросить всадника, первое, что нужно сделать, энергично послать ее вперед шенкелями или даже шпорами. Затем следует как можно крепче держать шлюз и быть готовым предупредить различные способы сбрасывания с седла. Самый опасный и "верный" прием, которым лошади всегда удается сбросить всадника, это прыжки на месте на прямых ногах, называемые у спортсменов "козлами". Если лошадь начала "козлить", редкий всадник может удержаться в седле. Только прирожденные конники, которые с малых лет сидят на лошади, могут удержаться в седле, когда козлит совершенно необъезженная лошадь, пойманная в табуне арканом и первый раз подседланная.
Чтобы "козлить", лошадь должна остановиться и опустить голову. Воспрепятствовать этому всадник может, энергично послав лошадь вперед, одновременно подняв как можно выше ее голову, а также повернув лошадь в сторону. Если первая попытка лошади сбросить всадника не удастся, не ослабляя внимания, надо укрепить посадку и действием шенкелей, шпор и хлыста заставить лошадь поднять голову и двинуться вперед. Только настойчивый посыл вперед в момент проявления этой дурной привычки может избавить от нее лошадь.
Лошадь не стоит спокойно на месте по требованию всадника.
Эта дурная привычка вырабатывается вследствие неправильного обращения всадника, а часто и неумелого управления хорошо выезженной лошадью; может быть результатом излишней темпераментности, недоработанности или переработанности лошади.
Нервность хорошо снимается полным отдыхом, после которого лошадь следует постепенно втягивать в работу и более осторожно пользоваться шенкелями, шпорами и поводом. Менее резкое сопротивление можно исправить выработкой условного рефлекса спокойного стояния по требованию всадника. Для этого, прогоняв лошадь на корде, надо остановить ее, ослабить повод, успокоить голосом и, если она стоит спокойно, огладить и дать лакомство. При повторении этих приемов систематически и настойчиво, без окриков и грубого воздействия можно научить лошадь спокойно стоять на месте по требованию всадника.
Лошадь закидывается.
Лошадь без видимой причины идет не в том направлении, куда ее посылает всадник, не слушается ни шенкеля, ни повода, ни шпор, ни хлыста. Закидка может быть в виде крутого поворота на передних или задних ногах или же крутого уклонения в сторону от того направления, куда посылает лошадь всадник.
Чтобы предупредить поворот (закидку) на задних ногах, следует тот повод, в сторону которого лошадь собирается сделать поворот, сильно набрать на себя и прижать к шее лошади, а другой повод отвести от шеи и усилить действие шенкеля со стороны закидки. Таким же образом задерживается поворот на передних ногах. Как только лошадь успокоится и перестанет делать попытки закинуться, ее нужно обласкать, поощрить голосом и энергично послать вперед. Обычно лошадь делает закидку в какую-либо одну сторону. Это нужно иметь в виду и предупреждать попытки проявить дурную привычку.
Если лошадь бросается в сторону от требуемого направления, старается двигаться боком, бросив один повод, всадник должен энергично действовать поводом и шенкелем той стороны, в которую лошадь закидывается. Удержав лошадь от закидки, нужно ее успокоить, обласкать и затем энергично послать вперед в требуемом направлении.
При закидке перед препятствием нужно проделать то же, что рекомендовано выше, т. е. воспрепятствовать сделать закидку действием шенкелей и повода той стороны, в которую лошадь собирается закинуться, а затем успокоить ее, осадить на 6-9 шагов и снова энергичным движением послать на препятствие, причем всадник должен быть готовым к тому, что лошадь опять сделает закидку, и в ту же сторону. Если после нескольких попыток не удастся заставить лошадь пойти на препятствие, следует взять ее на корду и заставить прыгнуть через это препятствие несколько раз (2-3). После этого нужно огладить лошадь, обласкать, дать лакомство и в этот день больше не работать. На второй день снова проделать прыжки на корде, затем под всадником. Такой систематической работой можно отучить лошадь от закидки.
Лошадь "носит", или "таскает".
Лошадь не слушается повода и таскает всадника в прямом направлении. Когда лошадь подхватила и потащила, нужно во чтобы то ни стало заставить ее идти по кругу и постепенно, двигаясь по спирали (внутрь), остановить. Основной причиной дефекта является почти полная нечувствительность беззубого края нижней челюсти вследствие того, что лошадь долго работала на жестком, мертвом поводу. Исправлять этот недостаток нужно прежде всего работой в руках и под седлом. Во время работы лошадь следует энергично посылать вперед, а затем мягко брать на повод мундштука или трензеля, также активно использовать боковое сгибание шеи на различных аллюрах. Главная задача - добиться чувствительности беззубого края нижней челюсти.
При этом не рекомендуется во время быстрых аллюров все время держать лошадь на жестком поводу. Лошадь стоит осадить поводом, после того, как она поддалась и сбавила темп, натяжение повода стоит ослабить, и дать большую свободу в виде мегкого повода, как-будто благодаря животное за послушание!
Лошадь не отделяется от общей группы или строя.
Этот недостаток является следствием сильно развитого стадного чувства, усиленного длительной работой лошади в смене. Исправить такой недостаток можно только путем систематической работы в одиночку, в полевой езде, где бы лошадь не контактировалась с другими лошадьми.
При этом рекомендуется в начале прогулки не садится верхом, а двигаясь впереди лошади, вести ее за собой сначала на привязи, затем стоит добиться того, чтобы лошадь шла за вами будучи абсолютно свободной. Тем самым вы заменяете присутствие других лошадей своим присутствием, показывая лошади, что она не одна, вы ведете ее за собой, как лидирующая лошадь в табуне! Добившись такого результата, можно сесть верхом и продолжать работу с тем же партнерством.
Лошадь кусается и дерется.
Этот недостаток легче предупредить, чем исправлять.
В этих целях не следует при уборке бить лошадь, наказывать ее без причины, оставлять долгое время без работы; подходить к лошади, когда она в стойле, деннике или под седлом, надо осторожно, предварительно подав голос, не пугать неожиданным появлением или прикосновением. Если все-таки у лошади выработался такой порок, исправлять его можно только строгим наказанием ее в тот момент, когда лошадь или приготовится ударить (укусить), или только что ударила (укусила).