Психология лошади и принципы обучения
Natural Horsemanship
Продолжим разговор о Семи играх, но уже в другом ключе, с точки зрения психологии лошади и обучения. Уже много говорилось о предназначении лошади, определенном ей природой – стать обедом какого-нибудь хищника, как бы грустно это ни было. По этой причине практически каждое действие лошади продиктовано ее потребностью к выживанию.
Если говорить проще, то в жизни лошади существует только четыре важных вещи:
1. безопасность
2. комфорт
3. игра
4. еда
Эти четыре потребности расположены по степени их приоритетности.
У человека, если вспомнить пирамиду потребностей, безопасность стоит на втором месте, а на первом - потребности физиологические (еда, сон, продолжение рода). Вот ключик к разгадке линейного мышления человека: потребность – действие. У лошади все действия к удовлетворению потребностей проходят через призму первоочередной потребности, безопасности. Когда лошадь чувствует себя в безопасности, она стремится к комфорту. Если обе эти потребности удовлетворяются, то лошади начинают играть. Попав в сообщество людей, лошадь не теряет эти потребности. Наоборот, человек, как разумное существо, взявшее на себя ответственность за жизнь лошади, должен обращать особенное внимание на то, чтобы не подавлять в лошади эти потребности, иначе чудесная и комфортная с точки зрения человека конюшня станет для лошади золотой клеткой, а впоследствии сумасшедшим домом. Природу не изменить, и об этом надо помнить. И поэтому придется каждый раз доказывать ей, что несмотря на свой хищнический вид, вы не причините лошади зла. Если лошадь боится, она боится не того, что ей причинят боль. Нет. Она боится, что ее убьют. (становится понятно почему многие лошади «идут на боль», зная что будет наказана – все равно совершает нежелательные действия)
Комфорт и дискомфорт
Начнем с дискомфорта. Именно он стимулирует лошадь к действиям, направленным на поиск комфортного состояния, спокойного, уравновешенного, расслабленного. Возвращаясь к Семи играм Парелли, можно отметить, что они основаны как раз на выведении лошади из комфортного для нее состояния затем, чтобы она самостоятельно сообразила, как ей вернуть себе чувство комфорта. Т.е. правильные и необходимые нам действия должны быть удобны и приятны для лошади, а неправильные и нежелательные – неудобны и дискомфортны в исполнении. Т.е. в основе Семи игр – это метод отрицательного подкрепления.
Обучение с подкреплением - это вовсе не система наград и наказаний; современные тренеры даже не используют этих терминов. Награды и наказания приходят обычно после того, как действие совершено, часто спустя длительное время. Они могут повлиять, а могут и не повлиять на будущее поведение, но они, безусловно, не могут воздействовать на уже совершенное действие. Более того, лошади не отвечают на наказание. Они не понимают того, что происходит после их действия, и поэтому воспринимают наказание как проявление негативных эмоций со стороны активизировавшегося хищника. Что действительно необходимо – так это подкрепление. Как оно действует? Допустим, лошадь прислонилась к кактусу. Она тут же отпрянет от колючего растения, чтобы прекратить воздействие колючек и снова обрести комфорт. Чем дольше она будет продолжать опираться на кактус, тем неприятнее ей будет. В момент, когда она прислонилась к кактусу, произошло отрицательное подкрепление. Разница между этими двумя действиями, наказанием и отрицательным подкреплением, - во временном воздействии и в отношении.
Наказание – это проявление агрессии, это то, что делает хищник, часто оно связано с гневом.
Подкрепление не содержит эмоций и, что важно, лошадь как бы сама своим поведением влияет на продолжительность и прекращение отрицательного подкрепления (например, пытаясь укусить, она вдруг натыкается на ваш локоть).
Наказание происходит после совершения действия, а подкрепление в момент действия. До тех пор, пока человек будет продолжать наказывать лошадь, она будет воспринимать его как источник агрессии и опасности и не сможет ему доверять.
Игра Йо-Йо: лошадь учится подходит и отходить прямолинейно.
В роли отрицательного подкрепления – колеблющаяся корда. Пока лошадь стоит и не реагирует (неправильное поведение) – корда продолжает колебаться, как только лошадь сделала шаг назад (желаемое поведение), корда успокоилась.
Кружащая игра: от лошади требуется понимание того, что она должна двигаться в одном и том же направлении и поддерживать одинаковый темп и ритм до тех, пор пока не получит команду изменить это.
Каждый раз, когда лошадь пытается изменить скорость движения или направления (нежелательное действие), можно использовать игру йо-йо (отрицательное подкрепление). Так лошадь поймет, что перемещаться по кругу с постоянной скоростью и ритмом (желаемое действие) комфортнее, чем переступать взад-вперед.
Если отрицательное подкрепление не прекращается в момент достижения желаемых результатов, то оно не является подкреплением и не несет информации. Оно становится как буквально, так и в терминах теории информации "шумом".
Время очень важно в установлении отношений с лошадью. Чем точнее совпадает время прекращения воздействия отрицательного подкрепления с правильным поведением, тем быстрее лошадь учится правильно реагировать.
Запоздалое подкрепление является наибольшим недочетом начинающего дрессировщика. Если лошадь, например, уже уступила давлению, но оно не прекращается, то лошадь не понимает, как ей избавиться от дискомфорта, и в следующий раз желаемого поведения будет добиться труднее. Это же относится к положительному подкреплению. Если лошадь превосходно двигается и мы хотим похвалить ее за это, оглаживаем и она переходит в шаг, то подкрепление желаемого поведения запоздало и воспринимается лошадью как поощрение того, что она перешла в шаг (нежелательное поведение).
Начинающие тренеры, использующие положительное пищевое подкрепление при работе с животными, часто не знают, какова должна быть величина каждого подкрепления. Ответ таков: чем меньше, тем лучше. Особо любимой пищи можно давать и еще меньше. Размер положительного пищевого подкрепления зависит также от сложности задачи. Секрет в том, что чем больше размер пищевого подкрепления, тем дольше животное его смакует, и успевает забыть, за что оно. Вообще при работе с лошадьми использовать пищевое подкрепление затруднительно, т.к. при езде верхом выдать лошади угощение в момент совершения желаемого действия невозможно. А после тренировки это уже будет не подкрепление, а просто небольшое лакомство для лошади просто так (с ее точки зрения), за то, что на ней ездили. Для такой ситуации есть решение: условное подкрепление. Условное подкрепление представляет собой какой-либо изначально ничего незначащий сигнал - звук, свет, движение - который умышленно связывают с подачей подкрепления. Тренеры дельфинов остановили свой выбор на полицейском свистке: его хорошо слышно даже под водой, и он не связывает руки, чтобы можно было давать сигналы и бросать рыбу. При работе с лошадьми в качестве условного подкрепления используются слова («хорошо», «умничка», «молодец» и др.). Человек иногда пользуется голосом неосознанно, выражая таким образом свой страх, озадаченность или гнев. Использование голоса осознанно может помочь в обучении лошади. Кстати, сами по себе голосовые команды уже представляют большой интерес. Ярче всего это видно при работе на корде. Когда нам надо перевести лошадь в рысь или галоп мы используем соответствующие слова. В самих звукосочетаниях уже заложен определенный импульс. Слово «рысью» мы стараемся произносит энергично и раскатисто. В слове «галоп» с энергичным акцентом на последний слог уже звучит характерный для галопа скачок. Эти слова произносятся более высоким, возбуждающим тоном, чем слово «шаагоом», которое мы произносим более низко и протяжно, чтобы успокоить лошадь. Поэтому осознанное использование голоса может быть действенным.
Для того чтобы поддерживать уже выученное поведение нa определенном уровне надежности, не только не надо подкреплять его все время, а даже, наоборот, следует прекратить регулярные подкрепления и перейти на эпизодическое использование подкрепления, подаваемого в случайном и непредсказуемом порядке. Так можно будет избежать частого и небрежного повторения одного и того же действия.
Ежедневные действия, направленные на то, чтобы лошадь научилась нужным вещам, принесут свои плоды только в том случае, если «просьбы» выполняются в абсолютно одинаковой манере. Лошадь очень легко ввести в заблуждение, поэтому в процессе обучения важно постоянство, единство и терпение. Как мы можем просить лошадь выполнить что-то? Прошептать, сказать, настойчиво потребовать и прокричать. Эту образную шкалу можно перенести и на физическое воздействие. В идеале лошадь должна отвечать на шепот и простую просьбу, т.к. если она не делает этого, то очень скоро научится избегать силовых методов воздействия.
Так как же воздействовать на лошадь? Парелли предлагает идти по пути удвоения в четыре этапа. Сначала минимальное воздействие. Если нет реакции – удвоить его. Если снова нет реакции – снова удвоить (но не выходить из себя). Если опять реакция недостаточная – снова удвоить силу воздействия. Прерывая воздействия как только лошадь ответила должным образом и выполнила правильное действие, вы учите ее тому, как она должна себя вести, чтобы снова обрести комфортное для нее состояние. Чем больше лошадь учится, тем лучше она понимает, что ей возвращают комфортное ощущение в качестве вознаграждения и чтобы получить его как можно быстрее, она начинает лучше отвечать даже на более слабый стимул.
Способность расслабить собственное тело – неважно верхом или на земле – когда лошадь выполнила что-то правильно тоже может служить своего рода избавлением лошади от отрицательного подкрепления.
Расслабленный всадник дает лошади более комфортное ощущение, чем зажатый от страха, напряжения или злости субъект.
"Думать, делать, заботиться"
В предыдущих выпусках мы с разных сторон рассмотрели наши отношения с лошадьми и пришли к неутешительному выводу, что мы для них хищники и они ожидают от нас опасности. Но пришли и к хорошему выводу, что раз у нас есть голова на плечах, то поразмыслив хорошенько, мы можем настроить взаимопонимание с лошадьми и сделать отношения с ними вполне партнерскими и даже дружественными.
Как?
Очень просто.
• Думать как лошадь
• Действовать как лошадь
• Заботиться о лошади с точки зрения ее комфорта
Как научиться думать, как лошадь
Действия лошади могут быть продиктованы двумя «режимами» работы мозга: режимом левого полушария и режимом правого. Находясь в «режиме левого полушария», лошадь способна спокойно размышлять и учиться распознавать причинно-следственные связи. В «режиме правого полушария» у лошади включается механизм немедленного реагирования на ситуацию, когда надо бежать и спасаться или драться, и нет времени на размышления. Лошадь может двигаться вперед и останавливаться, но оставаться в режиме «правого полушария». Вот почему работа на корде в качестве средства ее успокоения далеко не всегда эффективна. И даже наоборот, бывает вредна и опасна. Если лошадь «отключена» от человека, то монотонные круги на корде развивают ее мышцы, но отупляют интеллект, что превращает лошадь в бомбу замедленного действия, лошадь становится сильнее и опасней. А когда лошади приходится уступить в сторону или сделать несколько шагов назад, ей приходится подумать. Это помогает совершить переход от правого полушария к левому. Внешне это проявится в том, что лошадь оближет губы или совершит жевательное движение (это также можно заметить и тогда, когда лошадь обучается новому движению). В природе лошади устанавливают между собой иерархию при помощи языка жестов и мимики. Набор этих движений заключен в «Семи играх». Перевод требований к лошади в игры, понятные для нее, улучшает взаимодействие, поэтому «Семь игр» на земле являются основой установления и укрепления взаимоотношений.
Как научиться действовать, как лошадь
Просто делать противоположное тому, что вы думаете следует делать. Пример: пытаясь поймать лошадь, мы подходим к ней и подходим, а лошадь в свою очередь убегает все дальше. Можно поступить наоборот. Развернуться к лошади спиной. Или просто стоять и улыбаться каждый раз, когда лошадь посмотрит на вас, а когда она подходит – отступать назад. Она даже может начать подходить из любопытства. Особенно трепетно лошади защищают свои самые уязвимые места – уши, затылок (сразу за ушами), лоб и храп, бока, низ живота, ноги ниже коленей и скакательных суставов (уязвимы сухожилия) и область около хвоста и под ним. Это связано с тем, что при нападении хищника, сомкнувшиеся в этих местах челюсти угрожают жизни лошади. Поэтому если лошадь не дает дотрагиваться до своих ушей, то часто это происходит не от того, что она дурная, а от того, что воспринимает эти прикосновения как покушение на ее безопасность в уязвимых местах. Это может подтвердить тот факт, что в другой ситуации лошадь запросто трется ухом об дерево или позволяет другой лошади теребить его. Если есть проблема с прикосновениями и к другим уязвимым местам, то не надо усиленно концентрироваться на них. Напряженность, связанная с излишней концентрацией на том, что никак не удается дотронуться до определенного места, обязательно передастся лошади и будет расценена ею как скрытая угроза. Дружелюбная игра как раз направлена на то, чтобы делать страшные для лошади вещи легко и непринужденно, с улыбкой, чтобы доказать лошади, что она может доверять человеку. Если лошади не нравится прикосновение к какому-то месту, то можно попробовать вообще не обращать на него внимание и прикасаться к лошади в других местах, поглаживая, почесывая. Когда она полностью расслабится, можно как бы невзначай начинать приближаться к «щекотливому месту». Если лошадь все же начинает нервничать, то нужно дать лошади возможность отступить, если она хочет это сделать. Но затем все равно продолжать несильное воздействие около «страшной» области до тех пор (возможно придется снова отдаляться от нее и снова приближаться), пока она не перестанет обращать внимание на него. Тогда прекращение воздействия будет поощрением лошади за правильное поведение. А затем все ближе подходить к этому месту, пока лошадь не будет спокойно стоять и не реагировать на прикосновение.
Вот еще пример. У лошади в качестве защитной реакции хорошо развит рефлекс противодействия/сопротивления. Он заключается том, что лошадь начинает совершать действия, противоположные желаниям нападающего.
Рефлекс сопротивления включается в следующих случаях:
• Испуг
• Боль
• Гнев
• Непонимание
• Заблуждение
• Неуважение.
Три последних пункта знакомы нам особенно хорошо по происходящему в сотнях манежей.
Проявления рефлекса сопротивления:
• Укусы
• Отбивание задними ногами
• Вставание на дыбы
• Упрямство и нежелание двигаться вперед
• Самопроизвольное осаживание
• Растаскивание
• Размахивание хвостом
• Оскаливание и клацанье зубами
• Закладывание ушей назад
• Заваливание плечом и многие другие подобные проделки.
Большинство конников воспринимают эти действия лошади как дурноезжесть или неповиновение, но на самом деле проблема коренится в неразрешенных взаимоотношениями между двумя этими существами, как биологическими видами. Один ведет себя непреднамеренно (а потому что такова его природная программа), как хищник, а другой реагирует естественным для него образом как жертва. Как-то я заметила одну простую вещь. Если ведешь лошадь в поводу, на чомбуре или на корде, и она вдруг чего-то неожиданно испугалась (да хотя бы птичка в кустах вспорхнула) и дернулась вверх и в сторону, не следует удерживать ее и одергивать на себя. Включившееся правое полушарие мозга говорит ей о потенциальной опасности и советует бежать. Будучи привязанной за голову к человеку (звучит некрасиво, но что поделать? Ведь лошадь действительно привязана за голову), она в ситуации опасности (по ее мнениею) более отчетливо ощущает себя пойманной в ловушку. Одергивание вниз и на себя спровоцирует ее на сопротивление. И вместо желаемого результата мы получаем лошадь, которая с задранной вверх головой и полными ужаса глазами пытается осаживать назад и в сторону. В такой ситуации мне помогало просто ослабить повод и не тянуть лошадь на себя. Рука сопровождает лошадь не позволяя поводу натягиваться. Позволив лошади испугаться, но сами сохранив спокойствие, мы выигрываем время. Лошадь тут же сама разберется, что опасность миновала, на нее не нападают, а значит и сопротивляться нечему. По этой причине я предпочитаю корду чомбуру, а повод не снимаю с шеи, если веду лошадь в поводу, т.к. в этом случае даже вырвав повод из руки вероятность того, что лошадь наступит на него, запутается в нем сама и вдобавок порвет, меньше, чем если повод с шеи снят. Однако, опять же возвращаясь к «Семи играм», если лошадь хорошо освоила «Дружелюбную игру» и Вы играете в нее постоянно, то она не должна пугаться всяких мелочей, по крайней мере находясь рядом с Вами. Изучение рефлекса сопротивления, а также того, почему лошадь сопротивляется, можно назвать краеугольным камнем изучения психологии лошади. Понятно, что, в первую очередь, негативную роль играет недостаток уважения, но сам он проистекает из недостаточного доверия к человеку.
Люди тоже имеют такой рефлекс! Человек зажимается физически, перестает гибко мыслить, вцепляется ногами в лошадь, руками в повод. В испуге, недоумении, бешенстве, отчаянии или от боли человек застывает на лошади, дыхание сбивается, он даже забывает моргать. Это приводит к тому, что человек насильно пытается включить в процесс свой рефлекс доминирования, он пинает лошадь, кричит на нее, дергает и совершает прочие нежелательные действия. Два зажатых одеревеневших существа с отключенным мозгом, каждый в силу своих биологических особенностей, просто борются друг с другом.
Как заботиться о лошади с точки зрения ее комфорта
ТО, что важно для человека, вовсе не обязательно должно быть важным для лошади. Люди любят чистеньких, хорошо ухоженных лошадей, стоящих в конюшне под попоной. Они отделяют лошадей друг от друга, чтобы они не покусали или не побили друг друга. А лошади, напротив, любят поваляться в грязи и ненавидят конюшенное содержание. Чистота не слишком важна для лошади (в природе, валяние в песке – способ очищения шерсти от насекомых).
Мы уже говорили о том, что же для лошади действительно важно: безопасность, комфорт, игра и пища.
Укусы и пинки – естественная составляющая часть жизни табуна, а для молодых лошадей – необходимое условие взросления и социализации.
С точки зрения лошади, что лучше: 4 гектара зеленой травы и совместный с приятелями выпас или жизнь в маленькой замкнутой клетке изолированно от других товарищей и ежедневная работа (или верховые прогулки время от времени)? Большинство лошадей от такого содержания приобретают дурные привычки и серьезные проблемы с психикой. Если это содержание сопровождается еще и неправильным рационом питания (хотя правильность в условиях конюшенного содержания и так понятие относительное, потому как если уж быть совсем правильным конником, то остается выпустить лошадь в чистое поле и освободить ее от своего присутствия), то лошадь страдает еще больше от невозможности выплеснуть бурлящую в ней энергию. Непонимание часто усугубляется еще и тем, что попытки лошади заигрывать с человеком, наказываются, как будто это проявление агрессии с ее стороны. Здесь как раз и поможет умение читать язык жестов. Если лошадь невзначай ущипнула за рукав или толкнула, что это? Попытка выяснить, кто главнее и установить иерархию или беззлобное баловство? Агрессию легко распознать по мимике лошади и языку ее тела. Но часто лошадь пытается заигрывать с человеком лишь потому, что у нее нет возможности играть с другими лошадьми. Если ее игра недопустима или переходит за пределы болевого порога человека (ведь лошадь не знает о том, что человек гораздо более хрупок, чем она и ее игры для него могут обернуться травмой), то ее действия становятся для человека нежелательными. Значит, ей должно быть неудобно совершать их. Пусть, например, при попытке ущипнуть вас за локоть она натыкается на этот локоть носом. Неприятное ощущение быстро научит ее прекращать свое нежелательное поведение от одного только жеста. Человек может стать для лошади другом, но всегда следует помнить о безопасности (лошадь больше, сильнее, быстрее и ловчее) и о том, что в отношениях человек-лошадь ответственность за безопасность всегда лежит на человеке.
При этом, конечно, необходимо обеспечить ей возможность играть с другими лошадьми. Часто можно стать свидетелями теплых дружеских отношений между лошадью и козой или барашком. При отсутствии компании даже цыпленок или кошка могут скрасить лошади одиночестве. Поэтому если есть возможность дать лошади друга, то нельзя ее упускать. Бывает так, что психологические и поведенческие проблемы лошади уходят сами собой при помещении ее в группу лошадей, где она может включиться в субординацию в соответствии со своими физическими и психологическими особенностями и восстановиться. Почему мы жалеем заключенных за решетку зверей в зоопарке, но совершенно не задумываемся о том, что лошадь, существо, которое, как мы думаем, горячо любим, холим и лелеем, точно также страдает в клетке? Почему часто нас приводят в восторг безупречно вычищенные светлые конюшни с широкими проходами, но заполненные рядами клеток с заключенными в них лошадьми, не имеющими возможности пообщаться друг с другом или высунуть голову в проход или в окно на улицу, чтобы получить для себя новую любопытную информацию? Мне приходилось видеть много несчастных лошадей, заботливо укрытых дорогой попоной, целыми днями простаивающих в конюшнях лишь потому, что они слишком дороги, чтобы позволить им случайно пораниться, вступив в такую естественную для них игру с другими лошадьми или зацепиться за ветку в упоении бегая и подпрыгивая от переполняющей их энергии.
Внутренний комфорт лошади всегда должен быть приоритетнее, чем внешний лоск. Дурные привычки, которые лошадь приобретает от одиночества стойлового содержания, - это не проблемы с поведением, за которые надо наказывать или применять жестокие приспособления, чтобы не давать лошадь совершать нежелательное действие (например, ошейник при воздушной прикуске). Дурная привычка – это лишь способ простимулировать выработку эндорфинов, при помощи которых лошадь помогает себе стать нечувствительной к своим страданиям. Это сравнимо с наркоманом, который вводит себе дозу наркотика, чтобы впасть в забытье. Недавние исследования доказали, что ничто не влияет так сильно на выработку дурных привычек, как изоляция от общения. Опыт показывает, что лошади, содержащиеся в объединенных конюшнях и гуляющие свободно вместе, не приобретают такие привычки.
Опытный лошадник знает, что в конюшне между парами стоящих рядом лошадей часто возникает дружба. Среди большого количества лошадей такие пары держатся друг подле друга. Если одну из лошадей выводят из конюшни, то другая начинает ржать, а при возвращении приветствует ее уже радостным ржанием и стуком копыт. Если при конюшне имеется выгон, то они всегда находятся там вместе, вместе подходят к водопою и кормовой площадке и взаимно, с любовью, друг другу чешут холку.
В природе лошадь большую часть времени ест, спокойно перемещаясь шагом в поисках наиболее вкусной травы. Лошади, проявляющие друг к другу симпатию, находящиеся на одном уровне иерархии или когда одна лошадь берет под свою опеку более слабую, пасутся рядом. Они чувствуют себя в безопасности в компании друг друга, и их дружеская привязанность проявляется в отсутствии конкуренции за корм, т.к. травы много. В конюшне, лошадям также нет нужды соперничать друг с другом за корм. В левадах, где травы нет, а только песок, лошади лишены возможности пастись, поэтому вынуждены обращать внимание друг на друга либо занимать себя совместными активными играми или изучением происходящего вокруг. В игре инициатор подзадоривает партнера, покусывая его, убегая и предлагая себя догнать. Вряд ли в таком виде активности лошади могут поранить друг друга из агрессии. Если одна из лошадей обнаружила где-то клочок травы, может ли это вызвать соперничество и драку между лошадьми, которые в остальное время проявляют друг к другу теплые чувства? В любом случае, при хороших отношениях между лошадьми, безусловно, у совместного выгула больше преимуществ, чем недостатков, т.к. удовлетворяется потребность в общении и в движении. Точно так же, как и иметь леваду с песком, где лошадь может гулять хотя бы одна, но видеть других лошадей, чем не иметь вообще никакой и не выпускать лошадь свободно погулять и поваляться. В конце концов даже в такую леваду можно бросить сена и игрушки. Главное, не организовывать леваду в удалении от конюшни, даже если с точки зрения человека, место вполне безопасно. Лошадь, почувствовав себя в одиночестве и не будет ощущать себя в безопасности. Наоборот, это введет ее в состояние стресса и прогулка принесет больше вреда, чем пользы.
Некоторые исследователи отмечают, что в помещениях для беспривязного содержания и в совместных загонах лошади одной породы всегда объединяются или даже обособляются, например, пони с пони, чистокровные лошади с другими чистокровками. Кроме этого, лошади одинаковой масти также часто стремятся находиться рядом друг с другом. Так как лошадь не разбирается, какая у нее масть – серая, пегая или рыжая (откуда она может это узнать? В зеркало ведь она не смотрится!), то, видимо, в этом играет роль внутреннее чувство принадлежности. Замечают также и то, что лошади, которые подружились, часто быстро спешат на помощь друг другу, если товарищу докучают другие лошади.
Если не удается устроить так, чтобы лошадь жила и работала в сообществе со своими сородичами, то необходимо ее уже с молодости приучать к небольшим периодам одиночества, ненадолго уводя кобылу от жеребенка. Жеребенок, а позднее взрослая лошадь, должны только поверить и осознать, что эта разлука является непродолжительной и кобыла или товарищ снова вернется. Воспитанная таким образом лошадь доверяет тому, кто за ней ухаживает, и в этом отношении у нее не возникнут психические расстройства. В этом плане спортивные лошади, которых часто продают, перевозят с места на место, заведомо находятся в крайне неблагоприятных условиях. Постоянно меняющиеся места и люди провоцируют стресс и подрывают психику лошади.
Итак, Вы решили, что философия Natural Horsemanship – это Ваш путь в познании отношений с лошадью и Вы намерены воспитывать лошадь в соответствии с этими принципами. С чего начать? Прежде всего, осознать, что отныне Вам и Вашей лошади придется очень строго себя дисциплинировать. В чем это будет выражаться? С Вашей стороны – в строгой последовательности собственного поведения и однозначности команд. К примеру, если Вы учите лошадь опускать голову, то в команде должна быть четкость: равномерное одинаковое давление двумя пальцами на затылочную область до тех пор, пока не произойдет ослабление сопротивления и уступка, и моментальное прекращение воздействия. Другой пример, если Вы решили, что привычка лошади толкать Вас головой может быть для Вас опасна, то в данной ситуации не должно быть двойных стандартов (в одном случае Вы ставите блок рукой и лошадь, натыкаясь на него понимает, что пихать Вас носом неприятно для нее, а в другой раз у Вас будет безразличный настрой и Вы позволяете ей проявить такое поведение).
Первые шаги на пути NH, возможно, покажутся Вам незначительными и незаметными, и тем не менее, они важны, т.к. являются серьезным фундаментом для дальнейшего обучения. Уже не раз мы вспоминали о 7 Играх Парелли. Все они построены на основе двух принципов: приучения и обучения. К ним мы вернемся чуть. Причина проста. Прежде, чем начать играть в 7 Игр, необходимо добиться, чтобы лошадь уважала Ваше личное пространство. Иначе, любая нежелательная реакция лошади в процессе 7 Игр может проявиться как во внешнюю сторону, так и в направлении Вас. Что значит уважение личного пространства? Коль скоро мы говорили об отношениях в табуне, то и здесь уместно вспомнить, что у каждой лошади есть личное пространство. Личное пространство альфа-лошади является табу для остальных лошадей до тех пор, пока она сама не пригласит туда другую лошадь, позволив ей там находиться какое-то время. Самовольное вторжение в него другой лошади строго наказывается главной лошадью тем, что она прогоняет незваного гостя весьма агрессивно. Аналогичное поведение придется продемонстрировать и нам, когда мы учим лошадь не вторгаться в наше личное пространство без приглашения. При этом в свое личное пространство лошадь должна пускать нас беспрекословно, как старшего по рангу.
С одной стороны, для того, чтобы покинуть наше пространство, лошадь должна очень хорошо знать различные виды уступок, обучение которым начинается со второй игры, «Дикообразной» и развивается в «Направляющей» и «Йо-йо». Но в эти игры Парелли предлагает начинать играть последовательно, только когда усвоена предыдущая игра, т.е. без усвоенной «Дружелюбной» игры переходить к следующим не рекомендуется. С другой стороны, приучение лошади к «страшным» предметам, если она не умеет уважать личное пространство человека, может быть небезопасным. Поэтому, в первую очередь, следует все-таки ознакомить лошадь с правилами субординации. Начинать можно с элементарных вещей: чистка лошади, хождение в поводу (на корде, чомбуре). При чистке лошадь не должна пихать человека носом, кусать, щипать, толкаться, наступать на ноги, т.к. это вторжение в его личное пространство. Безобидная игра может перейти в проверку собственного статуса. Чтобы обозначить свое пространство в данной ситуации, нужно сделать эти «хулиганские» проделки неудобными, неприятными для лошади. Это ни в коем случае не означает шлепки по носу или что-нибудь в этом роде. Как мы помним, лошади не понимают наказания, зато отрицательное подкрепление действует на них, как надо. А жеребцы и вовсе могут воспринять шлепок по губам, как сигнал к игре или к атаке. В таких ситуациях важна скорость реакции со стороны человека. Напрягаться не нужно, т.к. лошадь это почувствует и напряжется сама, но постоянно быть начеку полезно. Как только лошадь предприняла попытку укусить, щипнуть – можно просто выставить локоть, чтобы лошадь натолкнулась на него. Это не больно, но неприятно для лошади. Но это не значит, что ее наказали. В данном случае она сама из-за своего поведения натолкнулась на неожиданную преграду. Если лошадь идет в поводу и предпринимает попытки толкаться, кусаться, щипаться, то в этом случае помогает блок, который можно выставить, просто подставив лошади наружное ребро ладони. Но тогда и способ ведения лошади в поводу будет отличаться от привычного. Брать лошадь за повод под самым подбородком, пытаясь ограничить лошадь в движении – бесполезно и небезопасно. Бесполезно – потому, что лошадь все равно больше и сильнее и, если понадобится, все равно перетянет. Небезопасно – потому, что бесполезно. Лошадь должна спокойно идти рядом с человеком на безопасном расстоянии. Понятно, что при этом ненужно наматывать на руку корду или чомбур, не захватывать повод в кулак. Открытая ладонь, в которой повод свободно проходит под большим пальцем и спускается по ладони, гораздо мобильнее, чем кулак, т.к. ладонь может захлопнуться в кулак и ограничить подвижность веревки, поворот кисти руки в данном случае может ограничить ее дополнительно. К тому же в таком положении поворот руки наружным ребром к лошади может стать блоком, если она вдруг решила начать напирать носом. Блок должен быть резким, решительным и твердым. Кстати, лошадь обязательно должна уметь ходить с обеих сторон, а не только справа от человека. То же самое касается седловки и посадки. Это предупреждает «однобокость» в ее развитии, а также может когда-нибудь и понадобиться. Ну представьте себе ситуацию, когда с левой стороны поседлать лошадь невозможно в силу каких-то объективных причин. Мало ли какие ситуации бывают!
Кто-то возразит, мол, это все хорошо для спокойных и послушных лошадей, а мне вот что делать со своим монстром? Признаюсь честно, с такими уж ужасными монстрами сталкиваться мне в последние года 3 не приходилось, хотя лошади со своими тараканами встречались. Так вот, специально для «монстров», есть книга The Man Who Listened to Horses (Монти Робертса) где описан такой метод: Джойн Ап (Join Up). Краткое изложение метода. В его основе – опять-таки наблюдение за поведением лошадей в табуне и копирование поведения главной лошади. Как известно, худшее наказание для лошади – быть изгнанной из табуна, т.к. она тут же становится беззащитной. Главная лошадь выгоняет другую лошадь за нежелательное поведение, поэтому наказанная таким образом лошадь через некоторое время соглашается принять условия главной лошади и изменить свое поведение, чтобы быть принятой обратно. Для того, чтобы использовать Join Up необходимо огороженное пространство с мягким грунтом диаметром не меньше 16 метров и веревка длиной около 9 метров. Можно использовать и корду, но у веревки есть следующие преимущества перед кордой: корда плоская, легкая и летучая, ее невозможно бросать. Веревка (достаточно толстая, но не канат, и мягкая) тяжелее, чем корда, поэтому ее удобнее бросать, чем корду. Если лошадь не боится веревок, то можно взять что-то, от чего она может подняться в галоп, например, бич. Работа при помощи Join Up проводится в «Бочке» со свободной лошадью. Хотя и в простом огороженном манеже суть метода не меняется, там поддерживать движение лошади по кругу. Как-то мне довелось стать свидетельницей того, как за лошадью бегали по всему манежу, чтобы ей приходилось скакать по нужной траектории. Это неудобно. Если лошадь позволяет (когда не нужно проходить этап приручения лошади), то сначала М. Робертс легонько чешет ее, чтобы показать, что он настроен доброжелательно. Но прежде важно, чтобы лошадь приняла присутствие человека в «бочке». Она должна повернуться к нему головой. Лошадь должна понять, что в центре круга рядом с человеком спокойно и безопасно, и там можно отдохнуть. Приучение к присутствию (если лошадь проявляет признаки возражения) делается так: человек просто подходит и отходит от лошади. Это помогает разбить лошадиный стереотип, в соответствии с которым «человек всегда подходит прямолинейно, как хищник, чтобы поймать лошадь». При проявлении лошадью агрессии, необходимо защищать свое пространство и ясно давать лошади, что запугать ей не удастся. После этого Робертс отходит от лошади так, чтобы оказаться позади нее. Это должно спровоцировать лошадь двигаться от него по кругу. Если этого не произошло, то он кидает веревку в направлении скакательных суставов. Заметьте, Робертс начинает с самой слабой степени воздействия, бесконтактной. Если лошадь не начала движение по кругу и от выброшенной веревки, он кидает ее так, чтобы веревка коснулась лошади, но не причинила ей боли. При этом, поза, взгляд – все имеет значение. Они должны выражать лидерство, решимость, непреклонность. Это похоже на «Кружащую игру», когда лошади не позволяется самопроизвольно менять аллюр и направление движения. Если лошадь пытается вернуться в середину круга, ее инициатива не должна поощряться. Она должна дождаться приглашения. Есть признаки, по которым можно понять, что лошадь обратила свое внимание на того, кто поддерживает ее дискомфортное состояние. Постепенно лошадь начинает уставать галопировать по кругу, она начнет замедлять свой бег, повернет внутреннее ухо к стоящему в центре человеку, начнет опускать голову вниз. Когда лошадь расслабилась (это выражается в том, что она начинает жевать и облизываться), можно снять напряжение и разрешить ей подойти. Мягкий взгляд и разрешительная поза, опущенные руки и пассивная веревка, брошенная на землю, как только лошадь расслабилась, позволяют ей подойти. Робертс советует в этот момент встать к лошади боком или спиной и не смотреть в глаза. Немного подождав лошадь начнет подходить. Если этого не происходит, то можно попробовать подходить к ней, но не по прямой, как хищник, а полукругами. Когда лошадь сделала несколько шагов навстречу и коснулась носом человека или просто осталась на месте в расслабленной позе, то можно считать что «присоединение» (Join up) произошло. Если же лошадь не дает к себе подойти и уходит, то ее вынуждают снова скакать галопом по кругу. Когда результат Join Up достигнут, можно проверить, насколько поднялся ранг человека в глазах лошади следующим способом: если лошадь дает почесать себя в «слепой» области между глаз, значит доверие установлено. После этого можно попробовать двигаться в расслабленной позе направо, налево, по кругу. Внимание лошади должно быть сконцентрировано на лидере и проявляться в том, что лошадь должна за ним последовать или хотя бы сопровождать поворотами головы. Напомню, что речь про Join Up зашла в связи с опасными агрессивными лошадьми. Чем агрессивнее лошадь, тем агрессивнее придется гонять ее по кругу. Так ведет себя главная кобыла с новичком, когда проверяет, как быстро он умеет бегать и что представляет из себя как лошадиная личность.
Вообще же, лошадь и человек должны подходить друг другу. Вряд ли хрупкой девушке, не обладающим сильным и решительным характером и не склонной к лидерству нужно пытаться героически бросить вызов упрямому жеребцу, который на все имеет собственное мнение и определяет ранг особи рядом с собой гораздо быстрее, чем эта особь успела что-то предпринять. Так же, как и не стоит пытаться морально подчинить себе агрессивную лошадь из принципа (потому что в данной ситуации человек любит не лошадь, а себя, победившего лошадь). Любые действия должны быть целесообразны, т.е. направлены на получение определенного полезного в жизни результата, на достижение цели. К следующему выпуску я постараюсь подготовить обобщенный материал о том, как по внешним признакам определить характер лошади, возможные проблемы, связанные с ним и выявить несовпадения в наблюдаемом поведении и тем, что заложено в ней природой. Последнее особенно полезно, т.к. своевременно заметив несовпадения, можно начать искать его причины (боль, неправильно подобранный вид активности, неправильный человек ). Как Вы уже поняли, уважение завоевывается на земле. Только когда лошадь научится беспрекословно уважать личное пространство человека, можно переходить к приучению ее к различным воздействиям. Целью приучения является достижения отсутствия реакции у лошади на раздражитель. Например, в основе первой игры Парелли, «Дружелюбной», лежит принцип приучения, т.к. мы постепенно приучаем лошадь к тому, что пугающий ее внешний раздражитель перестает быть страшным тогда, когда она на него не реагирует. Во-первых, лошадь должна позволять себя трогать абсолютно в любых местах. Если лошадь подпускает к себе и имеет только определенные щекотливые места, то не стоит хвататься за эти места и висеть на них в ожидании того, что лошадь перебесится и перестанет реагировать. Такая трепетность по отношению к ним – всего лишь то, что диктует лошади инстинкт. Как правило, чаще всего лошади не любят прикосновения к ушам, к животу, к ногам. Это связано с тем, что перечисленные места являются самыми уязвимыми при нападении хищников. На голове сконцентрированы органы чувств. Как уже говорилось, у лошади лучше всего развит слух, поэтому лошадь бережет уши. Кроме этого, зрение у лошади не очень острое, а прямо между глаз находится слепое пятно, область, в которой лошадь не может видеть, то, что находится прямо перед ней. Также лошадь имеет очень хрупкую носовую кость. Над спиной и под животом лошадь тоже не может видеть пространство, но если со спины она может скинуть обидчика, то живот является мягким, а потому очень уязвимым местом. При помощи ног лошади убегают от опасности, поэтому естественно, что оберегают их. Но когда лошадь стала жить с человеком, боязнь прикосновений к этим местам стала для человека крайне неудобной, ведь помимо элементарной чистки сколько еще действий приходится производить там, где лошади это не нравится (самый простой пример, расчистка копыт и ковка). Поэтому прикосновения к абсолютно любым местам – обязательное требование. Часто бывает так, что человек подходит к лошади первый раз, а она ведет себя диковато и при попытке дотронуться проявляет агрессию. Это лишь ее защита от того, что она считает опасным. Поэтому, чтобы обезопасить себя и объяснить лошади, что ничего ужасного прикосновение за собой не повлечет, можно использовать продолжение руки. Можно попробовать использовать жесткий хлыст. Но Парелли в своей работе предпочитает так называемую "морковную палочку" (carrot stick). Называется она потому, что служит для лошади одновременно учителем, подсказкой и поощрением. Вообще же, все методики NH отдают предпочтение палке и веревке, нежели хлысту и корде. О преимуществах веревкой перед кордой уже говорилось. Теперь пара слов о преимуществах палки (стика) перед хлыстом. Самое главное – палка не гнется и труднее ломается. Для приучения диковатой лошади к прикосновениям есть "метод бамбуковой палки", пригадлежит он Уиллису Лэмму. Длина палки в этом методе составляет 3 метра. Почему я упомянула жесткий хлыст, ведь он гораздо короче, чем 3 м? Просто это упрощенный способ приучить к прикосновению более-менее спокойную лошадь, которая не начнет драться, когда ясно, что проблема не слишком велика. Смысл "метода бамбуковой палки" в том, чтобы прикосновения палкой создали у лошади знакомое ей ощущения почесывания (груминга), которые ассоциируются с доверием и безопасностью. Конечно же, важно выполнять прикосновения так, чтобы не напугать лошадь.
Итак, вернемся к приучению лошади, которая не бросается агрессивно на людей и спокойно относится к прикосновениям в любых местах. Многие лошади боятся полиэтиленовых пакетов, зонтов, колеблющихся веревок, взмахов хлыста (а если она еще вздумает испугаться взмаха руки?!), спреев. Чтобы впредь подобные предметы не вызывали проблем, лошадь приучают к их воздействию. Например, спрей. Для начала, стоит разобраться, чего именно боится лошадь, звука или прикосновения капелек воды к коже. После этого можно начать воздействовать на лошадь этим раздражителем. Если лошадь боится звука, то нужно найти то расстояние, на котором лошадь не будет проявлять беспокойство и постепенно приближать к ней спрей. Если лошадь начинает проявлять легкое беспокойство, то можно продолжать «пшикать» на этом же расстоянии, пока лошадь не расслабится (признаки: опустит голову , начнет жевать губами, облизываться). Если лошадь шарахнулась, то не стоит гоняться за ней со спреем, просто лучше отвести его подальше, на то расстояние, на котором она ведет себя еще спокойно. Во время приучения к спрею не надо тратить драгоценные милилитры репеллента. Лучше выбрать теплый солнечный день, запастись временем, терпением, емкостью с водой и пульверизатором. Так же и с другими вещами, которые пугают лошадь: шуршание пакета, шевеление веревки, раскрывание зонта, качание и взмахи хлыстом. В конце концов, многие лошади никогда не имели возможности познакомиться с собственным вальтрапом и седлом. Необходимо понять, чего именно боится лошадь и какой стереотип выработан в ее сознании в связи с конкретным предметом и действием. Например, если лошади не нравится вальтрап, то разбить стереотип можно просто помахивая вальтрапом «мимо» лошади, слегка ее задевая, затем кладя его на спину и убирая. Всеми приучательными вещами лучше не заниматься в деннике, т.к. поначалу у лошади должно быть пространство, куда можно отступить. Наблюдательность, изобретательность и терпение – вот ключи к приучению.
Обучение направлено на выработку определенной реакции на определенную команду. Вот яркий пример различия между приучением и обучением. Приучением от лошади добиваются отсутствие реакции на прикосновение к ногам. Но если Вы прикоснулись вполне определенным способом (рукой или стиком), то это уже команда, которая подразумевает определенную реакцию со стороны лошади, т.е. она должна поднять ногу, переступить, т.е. выполнить любое действие, которое подразумевает конкретная команда. Взмах руки определенным жестом, в определенной позе и с определенным взглядом может быть для лошади командой, указывающей на необходимость начала движения в определенном направлении, но при этом лошадь должна спокойно стоять, если Вы общаетесь с друзьями в присутствии лошади и активно жестикулируете при этом.
Обучение заложено в основу уступок (осаживание, принимание, повороты на задних и передних ногах), которые лошадь должна знать в совершенстве, т.к. при работе на скорости уступки как более сложное движение, чем просто движение по кругу, могут использоваться в качестве дисциплинирующего инструмента, если лошадь демонстрирует нежелательное поведение.
(по материалам Сайта компании EquiMagic, автор-переводчик Анна Кособокова.)